Сегодня в отношениях МВФ и Украины можно увидеть новые тенденции. Кратко повторю историю: отношения Украины с Фондом начались в 1992 году, когда Украина стала членом МВФ. С 1994 года Украина стала  получать займы. А с позапрошлого года модель отношений МВФ и Украины существенно изменилась. КатасоновМне всё время на ум приходит такое сравнение — отношения Украины с Фондом в последний год напоминают отношения извозчика и лошади: извозчик перестаёт кормить лошадь овсом и вешает перед её мордой клок сена, чтобы она резвее скакала. Вот Украина напоминает мне такую клячу, которая уже очень устала, ну а МВФ выступает в качестве этого самого извозчика.

Последний транш был предоставлен в августе 2015 года. Напомню, что в 2015 была запущена программа финансовой поддержки Украины на общую сумму $17,5 млрд, и в прошлом году Украина получила первые два транша — $5 млрд и $1,7 млрд, итого — $6,7 млрд. Это надо было для того, чтобы, образно выражаясь, можно было надеть на Украину хомут. А когда хомут надели – овёс можно и не давать.

Если переходить от образных сравнений к нашему профессиональному языку, то речь идёт вот о чём: МВФ, может быть, и готов был дать Украине какие-то деньги, но он этого сделать не может, на что в СМИ нечасто обращают внимание. Мы прекрасно помним, что в конце прошлого года под давлением «дяди Сэма» МВФ внёс изменения в свои правила работы с должниками: если даже должник объявляет суверенный дефолт, то ему можно продолжать перечислять транши МВФ. Понятно, что эти правила адаптировались под ситуацию на Украине, они крайне конъюнктурны. Тем не менее, даже эти конъюнктурные правила предусматривают, что страна, которая объявила дефолт, может рассчитывать на получение финансирования от МВФ лишь в том случае, если она демонстрирует добросовестные попытки урегулировать свои отношения с кредитором. В данном случае Украина напоминает лошадку, которая не просто истощилась за последнее время, поскольку не получает овса, но она ещё и лишилась разума. Я предложил бы Министерству финансов Украины предпринять хотя бы формальную, хотя бы «показушную» попытку «урегулировать отношения с кредитором». Но Минфин РФ не зафиксировал  ни одной такой попытки. Кроме того, я обратил внимание, что в мае министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что Россия потребует при подготовке решения о продолжении финансирования Украины Фондом включить в программу обязательства Киева по погашению трёхмиллиардного долга перед Россией.

Кристин Лагард, директор-распорядитель МВФ, снова оказалась в сложном положении. Она, безусловно, будет тянуть с выдачей очередного транша, потому что если выносить вопрос на Совет директоров, то нужно либо нарушать собственные правила, принятые в конце прошлого года, либо отказывать Украины в предоставлении дальнейших траншей, потому что Россия, безусловно, будет голосовать за выдачу только в случае, если при этом будет решён вопрос по трёхмиллиардному долгу.

Вот такая патовая ситуация. И МВФ всячески затягивает принятие решений об осуществлении очередных траншей. Как известно, уже были просрочены два транша – каждый в $1,7 млрд. Представители МВФ заявили о том, что решение об очередном транше будет приниматься в июле. Правда, не совсем понятно, будут ли  перечислены предыдущие транши? Или они будут суммироваться? МВФ чёткой позиции не обозначил.

Как бы то ни было, если последует позитивное решение по выдаче – то деньги могут поступить на Украину ровно через год после предыдущего транша.

Главное, что я хотел бы подчеркнуть: в самой Украине изменились настроения в отношении Фонда. Ни для кого не секрет, что и Фонд уже порядком устал от Украины. «Дядя Сэм», по сути, «насилует» Фонд, требуя, чтобы МВФ продолжал поддерживать Украину. Теперь выясняется и другая сторона. Я мог бы долго цитировать разных украинских экспертов, бизнесменов и политиков, которые сегодня уже говорят, что отношения с МВФ зашли в тупик, что надо отказываться от следующих траншей, что Фонд не только не развивает экономику Украины, а наоборот – ещё больше погружает её в болото кризиса… Вот, например, известный на Украине финансовый эксперт Александр Охрименко недавно прямо заявил, что МВФ Украине не нужен.  Ещё год назад такие заявления были невозможны – столь распиаренные эксперты, политики не позволяли себе так откровенно высказываться в отношении Фонда. Видимо, настроения в украинском обществе поменялись радикально, и именно эта общая атмосфера даёт экспертам на Украине возможность говорить правду о МВФ.

— А какие условия МВФ считает необходимыми для выдачи транша?

— «Джентльменский набор»: сокращение бюджетных расходов, приватизация, реформирование пенсионной системы… Кстати, почему-то наши СМИ мало уделили внимания тому, что Пенсионный фонд Украины фактически объявил дефолт по своим обязательствам. У ПФ образовался дефицит, эквивалентный $5,8 млрд (!).

Сегодня нельзя говорить ни о какой реформе пенсионной системы, потому что сама пенсионная система рухнула, реформировать уже нечего. В украинской прессе можно встретить публикации о том, что к этому краху украинскую пенсионную систему подталкивал именно МВФ – может быть, и не напрямую, но всё же. Просто Украине нужно было выполнять какие-то финансовые обязательства, и деньги брались «из кармана» Пенсионного фонда, а МВФ закрывал глаза на эти манипуляции.

Ещё я упомянул приватизацию. Сейчас, конечно, МВФ всячески настаивает на её начале. Но недавно прошла информация, что основной объект приватизации, самый лакомый кусочек – Одесский припортовый завод, который производит аммиак, карбамид и другую химическую продукцию –  запланирован для приватизации, и стартовая цена – $500 млн. Не так давно МВФ и Европейский банк реконструкции и развития выступили с совместным заявлением, в котором сказано, что Украина завысила стартовую цену и таким образом отпугивает иностранных инвесторов. То есть они уже не стесняясь говорят, что приватизация должна проводиться в интересах не просто частных, а именно иностранных инвесторов.

В конце мая  Юлия Тимошенко учинила скандал: она сказала, что к ней попал документ, соглашение Правительства Украины с МВФ, где оговорены условия либерализации тарифов на электроэнергию (повышение их в несколько раз), отмена моратория на продажу земли и т.д. Правда, Владимир Гройсман выступил со встречным заявлением, сказав, что такого документа не существует. Вероятно, так и есть – Тимошенко могла получить только проект соглашения. Разница несущественная – уже скоро проект может стать официальным документом. Здесь нет ничего сенсационного: мы и так знаем, какие условия выставляет МВФ Украине. Поэтому даже «придворные эксперты» сегодня начинают остро критиковать Фонд.

comments powered by HyperComments

Еще по теме

Геннадий Коротков
2016-06-16 18:38:42
Свидомые мечтают о полной независимости от России, полагаю надо пойти им навстречу. Обнулим наши отношения, для начала снизим торговый оборот до 0 руб., потом посмотрим. После прекращения действия договора Минск-2, Путин приглашает в Кремль Захарченко и Плотницкого и в прямом эфире подписывают Договор о гарантиях безопасности мирных жителей ДНР и ЛНР. Содержание Договора оглашается через трибуну ООН. При вероломной, варварской агрессии ВСУ на ополченцев Донбасса Россия не вмешивается во внутриукраинский конфликт. При обстреле инфраструктуры, домов населённых пунктов ДНР и ЛНР убьют хоть одного мирного жителя - в действие вступает Договор о гарантиях. По мере возможности необходимо обойтись без наземной операции, уничтожая авиацией и ракетами военную технику агрессора, щадя солдат. При острой потребности допускаются кратковременные операции спецназовцев, после чего моментально, оперативно, без промедлений спецназовцы выводятся на территорию РФ. Мы не захватчики, не окупанты. Продолжаем дальше наблюдать за безопасностью мирных жителей Донбасса. Если очень попросят, такой же Договор можем подписать с руководством других областей Украины.
Популярное Видео





Архив
Новости ОНЛАЙН
Россия 24lifenews
Авиабилеты и Отели