Ростислав Ищенко анализирует возможные способы получения Украиной финансовой помощи в ситуации фактического дефолта.

Ростислав Ищенко

Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования

20 декабря дефолт Украины, в реальность которого так долго не хотели верить ее руководители, стал свершившимся фактом. Три миллиарда долларов долга по выкупленным Россией в декабре 2013 года евробондам не выплачены. Более того, Яценюк официально заявил о том, что Киев вводит мораторий на выплаты по данным обязательствам.

Теоретически у украинского правительства есть время до 30 декабря, чтобы все же осуществить просроченный платеж. Однако технически это сделать почти невозможно.

Что дальше

С одной стороны, у Киева вроде бы есть 13 миллиардов долларов (если верить Яценюку) в золотовалютных резервах (ЗВР). Но они сформированы в основном за счет целевых кредитов МВФ, одним из условий предоставления которых является запрет на использование этих денег для выплат по другим (не эмвээфовским) кредитам. Кроме того, еще в 2014 году украинское правительство признавало, что значительная часть ЗВР находится в неликвидных бумагах. То есть формально вроде бы деньги есть, но получить их (а тем более получить быстро) не представляется возможным.

Ну и, наконец, невероятным представляется кульбит, когда власть, гордо заявлявшая, что никогда и ничего не заплатит России, если та не согласится признать долг коммерческим и списать 20%, вдруг поменяет свою позицию. Ни нацисты, ни либеральные «патриоты»-русофобы не простят такого «предательства», а власть Порошенко-Яценюка и так уже держится на честном слове.

Прозвучавшие в выходные заявления председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и министра финансов Антона Силуанова свидетельствуют, что в Москве не рассчитывают на возвращение киевских властей в режим адекватного восприятия действительности и готовятся к началу процесса в Лондонском суде.

Поскольку МВФ признал долг Украины суверенным, констатация факта дефолта не должна занять много времени. Далее должны последовать акции по аресту украинского зарубежного имущества, счетов, а также товаров, принадлежащих государственным компаниям. Фактически речь идет о заморозке всей внешнеэкономической, внешнеторговой деятельности Украины и возможностей заимствования на мировых финансовых рынках. Кроме того, после констатации факта дефолта все остальные кредиторы Киева получат право требовать досрочного погашения ранее выданных кредитов.

Киев сохранял (возможно, до сих пор сохраняет) надежду на продолжение финансирования со стороны МВФ. Фонд действительно в ноябре (под жестким давлением США) изменил правила кредитования стран после дефолта и теоретически мог бы продолжить перечисление Украине траншей по ранее выделенному кредиту.

Однако и здесь незаметно подкралось предательство.

Во-первых, МВФ, по новым правилам, имеет право, но не обязан кредитовать дефолтные страны. Между тем уже в октябре-декабре 2015 года (еще до официального банкротства Украины) Фонд задержал два транша на общую сумму около трех миллиардов долларов под предлогом невыполнения Киевом обязательств по финансовому оздоровлению. Сейчас ситуация ухудшилась, и вряд ли МВФ добровольно выделит Украине хоть копейку.

Во-вторых, киевский режим надеется на содействие США. Действительно, Вашингтон обладает рычагами воздействия на МВФ. Более того, США могут даже попытаться максимально осложнить России процесс признания Украины несостоятельным должником и взыскания задолженности.

Могут, но захотят ли?

Подобные действия приведут к разрушению действующей мировой финансовой системы, которая все еще во многом ориентирована на США, а создавалась и вовсе как механизм американского управления миром. Политически мотивированная (в интересах США) невозможность взыскать долг со страны-банкрота приведет к остановке международного кредитования. Мало ли в ком США будут политически заинтересованы, когда придет время платить? Задавленные неподъемным кредитным бременем страны ЕС (бедный Юг) не упустят случая поинтересоваться, чем они хуже Украины. В Африке, Азии, Латинской Америке тоже немало государств, которые с удовольствием сами себе простят свои долги.

Можно запустить такую лавину, когда от ориентированной на доллар мировой финансовой системы камня на камне не останется, а политические конструкции Запада (тот же ЕС) просто не выдержат напряжения внутренних противоречий и взорвутся, как воздушный шарик. Большая лавина всегда начинается с движения первого маленького камешка, но остановить потом ее уже невозможно.

Последние действия США свидетельствуют, что в Вашингтоне «голуби» вновь возобладали над «ястребами». Госсекретарь США Джон Керри на переговорах в Москве пошел на существенные уступки в сирийском вопросе (снято требование немедленного ухода Асада), республиканский конгресс разблокировал реформу МВФ, в результате которой США теряют блокирующий пакет, а удельный вес России, Китая, Индии и Бразилии при принятии Фондом решений повышается.

Все это шаги в направлении компромисса с Россией практически по всем основным пунктам глобальной конфронтации, признание того, что США не смогли одержать чистую победу и теперь пытаются свести партию вничью. Было бы смешно ломать все эти договоренности из-за совершенно нежизнеспособного украинского режима.

Наконец, в ходе визита в Киев вице-президента США Джозефа Байдена Вашингтон также продемонстрировал стремление к конструктиву. Собрав в зале Верховной рады депутатов парламента, правительство, президента и секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, Байден буквально продиктовал им план выполнения Минских соглашений.

Характерно, что в феврале 2015 года, когда эти соглашения были только подписаны, на таком их понимании и такой последовательности выполнения настаивал только Путин. 2-го октября в Париже «прозрели» и присоединились к российской позиции Олланд и Меркель. К декабрю пелена спала с глаз и у руководителей США.

Украинская власть предоставлена сама себе

Это самое страшное из возможных предательств. После почти двух лет гражданской войны, начатой из-за того, что Донбасс попросил некоторого увеличения прав местных властей, которое очень условно можно было назвать федерализацией, вице-президент США с трибуны Рады заявил всему украинскому руководству, что только федерализация может спасти их от развала, приведя в пример историю США. При этом выполнение рекомендаций Байдена ведет скорее к конфедерализации, чем к федерализации.

То есть киевские власти воевали не просто зря — они добились значительного ухудшения своих переговорных позиций.

При этом в США вряд ли не понимают, что выполнение рекомендаций Байдена приведет киевский режим к быстрому краху, а Украину к распаду. Те же самые нацисты и либеральные «патриоты» просто не в состоянии принять необходимость федерализации, которую украинская пропаганда приравняла к измене родине. То есть в Вашингтоне видят возможности сохранить режим и стремятся к компромиссу с Россией через голову Киева.

В таких условиях финансирование дефолтной страны, управляемой клептократами, представляется не просто нелогичным, но противоречащим всем последним шагам, предпринятым США на мировой арене. Зачем давать деньги тем, кого явно сбрасывают с баланса?

Понятно, что любые другие источники кредитования (как государственные, так и частные) также будут закрыты для Украины. Ну а без денег ни люди, ни государства долго не живут.

Фактически сегодня проблема украинского дефолта требует уже не столько ответа на вопрос, в какие сроки и в каком количестве Россия сможет вернуть свои деньги, сколько — как быстро и с какими последствиями для соседей дырявый корабль украинской государственности гордо пойдет ко дну.

comments powered by HyperComments

Еще по теме

Новые комментарии
Популярное Видео




Архив
Новости ОНЛАЙН
Россия 24lifenews
Авиабилеты и Отели