Согласно федеральному закону №183 от 18.07.1999 года, компании и ИП, которые проводят внешнеэкономические операции, обязаны идентифицировать продукцию на предмет соответствия требованиям экспортного контроля. Помимо товаров двойного назначения, под эти правила попадает гражданское оружие, изделия для военных целей и криптографические (шифровальные) средства. Для совершения сделок с последними предпринимателю необходимо оформить заключение или лицензию ФСТЭК.

В каких случаях оформляется документ?

Лицензия ФСТЭК – это документ, который необходим компаниям и ИП, занятым в сфере защиты информации и IT-разработок. Согласно действующим правилам, ее оформление требуется в двух случаях:

  1. При вывозе технологий из России для предоставления во временное пользование иностранным контрагентам, без перехода прав собственности, с последующим возвратом в страну.
  2. В рамках реализации принципов всеобъемлющего контроля. Предполагается, что проведение идентификационной экспертизы требуется, если сам участник экспортно-импортных операций или контролирующие органы имеют основания полагать, что технологии, формально не относимые к продукции двойного назначения, могут быть использованы для производства оружия, ведения военных действий, организации террористических актов и т.д.

Заключение идентификационной экспертизы в обоих случаях входит в пакет обязательной документации, которая требуется для совершения внешнеэкономических операций со средствами криптографии (шифрования).

Виды заключений

В зависимости от специфики внешнеэкономической сделки на нее оформляется один из двух видов лицензий:

  1. Разовая.

Предоставляется для реализации технологий в рамках договора на один вид подконтрольной продукции сроком не более 12 месяцев. Распространяется на операции по ввозу и вывозу подконтрольных объектов.

  1. Генеральная.

Оформляется на вывоз определенного количества товаров двойного назначения в определенные страны в течение установленного срока. Не действует для программных продуктов. Предоставляется по решению Правительства РФ аккредитованным участникам ВЭД, которые разработали внутренние программы экспортного контроля. Действует исключительно на экспорт.

Получение генерального документа занимает гораздо больше времени, чем оформление разового. Процесс рассмотрения заявления уполномоченными органами может потребовать до 60 дней.

Какая документация потребуется для оформления заключения (лицензии)?

Чтобы получить лицензию или заключение ФСТЭК в Санкт Петербурге, предприниматель предоставляет во ФСТЭК РФ письменное заявление. Законодательно предусмотрены следующие основания для его подачи:

  • направление инстанции, которая проводит таможенное оформление;
  • решение аккредитованного органа, который проводил идентификационную экспертизу товаров или технологий, о том, что на них нужно заключение;
  • возникновение у самого заявителя сомнений в том, что та или иная продукция может применяться не по прямому назначению, а для разжигания военных конфликтов.

В заявлении должен содержаться порядковый номер, информация о товаре, его поставщике и его контрагенте, конечном получателе и его целях, пункте ФТС, где будет осуществляться оформление.

К заявлению прикладывается следующий пакет документации:

  • направление уполномоченной инстанции (если имеется);
  • внешнеторговый договор со счетами, спецификациями, доп. соглашениями и т.д.;
  • информация о производителе (разработчике);
  • документы и данные, которые позволяют идентифицировать изделия или программные продукты;
  • технические условия на продукцию (при наличии);
  • свидетельство о государственной регистрации компании;
  • выписка из ЕГРЮЛ (для организации) или общегражданский паспорт (для физ. лица);
  • документация, свидетельствующая о том, не содержит ли продукция (технология) сведения, представляющие гостайну.

Вся перечисленная документация предоставляется в виде обычных (не нотариальных) копий, заверенных заявителем. Если она составлена на иностранном языке, то должны быть приложены переводы на русский.

В каком порядке оформляется заключение, лицензия ФСТЭК

Оформление документации на подконтрольные товары и программы проходит в следующем порядке:

  1. Предприниматель обращается в центр сертификации (ЦС). Эксперты на основании полученной из заявки информации анализируют планируемую экспортно-импортную сделку, определяют порядок дальнейших действий. Условия и алгоритм предстоящей работы обсуждаются с клиентом на консультациях.
  2. Специалисты ЦС составляют для клиента перечень необходимой документации и помогают на всех этапах ее оформления, сбора.
  3. Эксперты направляют пакет документов во ФСТЭК России, где они регистрируются, проверяется наличие всех необходимых сведений, их достаточность и достоверность.
  4. ФСТЭК проводит межведомственную экспертизу запланированных операций по ВЭД, в процессе которой оценивается их соответствие нормам национального и международного законодательства, определяют потенциальные риски. Правила проведения экспертизы утверждены Постановлением Правительства РФ №294 от 16.04.01, срок ее осуществления не превышает 30 дней. При необходимости эксперты могут затребовать у заявителя дополнительную информацию, в этом случае сроки увеличиваются.
  5. Принятие решения о предоставлении лицензии или об отказе. Заключение ФСТЭК оформляется на бумажном носителе в виде официального письма, адресованного 2-м получателям: органам ФТС и российскому предпринимателю-заявителю. Эксперты получают в государственном органе оригинал документа и предоставляют его компании.

Все процедуры занимают в среднем 45 дней. Заключение выдается в отношении конкретного вида продукции (технологий), которые могут поставляться одному заранее определенному контрагенту.

Еще по теме

Поддержите нас
Новости ОНЛАЙН
Россия 24 lifenews