Для тех, кто незнаком с советской классикой напоминаю, что это цитата из фильма «Чапаев», в которой крестьянин спрашивает легендарного командира Гражданской войны: «Белые пришли – грабят, красные пришли – грабят… Куда податься бедному крестьянину?» Соответственно, времена изменились, прошло сто лет с Гражданской войны, и теперь вопрос должен быть задан иначе: «Куда податься бедному предпринимателю?»

Михаил Хазин

Вопрос этот вовсе не выглядит ёрничеством. Богатых людей на свете мало и подавляющая часть их, так или иначе, связаны с некоторым административным ресурсом. А настоящий предпринимательский талант встречается редко, примерно также как абсолютный слух. Ну вот я, например, не в состоянии со слуха воспроизвести нотку на пианино… Ну, не получается… И бизнесом заниматься не могу, меня интересует содержательная часть того или иного проекта. А думать нужно о добавленной стоимости и деньгах…

Тогда как же работает многочисленный малый и (подчас) средний бизнес? А очень просто. Люди, которые формально числятся предпринимателями, осваивают некоторые типовые технологии и в их рамках осуществляют свою деятельность. Фактически, они ремесленники, которые за пределами своей сферы мало что знают и выходить за её пределы не готовы. И, соответственно, они совершенно не приспособлены к изменению условий окружающей среды.

Резкое изменение стоимости денег,  разного рода ограничивающие инструкции, требования потребителей, у которых меняются вкусы, может поставить их на грань разорения. Они не виноваты – в силу отсутствия соответствующего таланта, они не могут себе позволить «чувствовать» рынок, без серьёзной внешней поддержки (в том числе, информационной) они просто умирают как бизнес. И это нормальная ситуация, поскольку в стабильном государстве принято развивать и поддерживать малый бизнес. Пока есть ресурс.

В этом смысле эпидемия коронавируса стала катастрофой для российского малого и среднего бизнеса. Получить программы поддержки практически невозможно, поскольку либеральные по сути правительственные структуры вообще себе не могут представить, как можно кому-то давать деньги, которые можно приватизировать под себя! Нет, банкам на депозиты, дружественным консалтинговых структурам, «правильным» (с точки зрения «откатов») подрядчикам – это сколько угодно. Но абстрактным малым предпринимателям? За что? Как это вообще можно себе представить?

Но карантинные мероприятия – это только цветочки, ягодки будут впереди. Поскольку нынешний кризис носит структурный характер (см. «Воспоминания о будущем»), он принципиально изменит и структуру отраслей, и структуру финансовых потоков, и структуру спроса. С точки зрения экономики это хорошо, поскольку структура станет более «естественной», равновесной. Но с точки зрения предпринимателей, которые привыкли к некоторым моделям рынков, это станет катастрофой.

Причём эта проблема будет не только у российских, вообще у всех предпринимателей, во всех странах мира! И 90% от их общего количества (а может быть, и больше) к этому будут совершенно не готовы. Просто потому, что они так устроены, они не исследуют изменение рынков и не чувствуют глубинные тенденции изменения спроса. Это реально очень серьёзная проблема и как с ней бороться – непонятно.

Я уже много лет пытаюсь приучить людей смотреть по сторонам, мы активно разрабатываем разные образовательные программы. Можно перечислить только часть из них: мои онлайн семинары, обзоры Фонда Хазина, семинары Игоря Тощакова. Но если у человека нет привычки разбираться, что происходит (а такой привычки нет почти ни у кого). то ему очень сложно объяснить, что происходит в мире и как с этим бороться. И даже просто, что нужно вертеть головой и смотреть в разные стороны.

Если просто давать рецепты, то люди им не верят. Особенно с учётом активной либеральной пропаганды, которая объясняет, что свободные рынки – это лучший вариант для экономики и альтернативы для него нет и быть не может. Это, безусловно, ложь, но она льётся из каждого утюга и бороться с ней сложно.

Именно по этой причине я вынужден из раза в раз повторять одно и то же: спасение утопающих дело рук самих утопающих и самое главное – они должны понять, что «Титаник» уже налетел на айсберг! Это произойдёт не завтра или послезавтра, это произошло уже и нужно срочно заниматься средствами спасения и размышлениями о том, что делать в процессе и после кризиса!

Дальше уже можно выбирать, какие источники информации использовать, мы вовсе не настаиваем на том, что наш самый лучший (хотя первую книгу о кризисе мы написали в 2003 году, пойдите найдите тех, кто эту работу начал раньше!). Но, осознать масштаб предстоящих проблем нужно уже сейчас! И если вы не чувствуете рынка чисто интуитивно, то нужно постоянно следить за ситуацией, думать и строить всё новые модели компенсации новых проблем. Которые будет возникать практически каждый день!

Так что желаю всем успеха в наше сложное время! И если будут проблемы – обращайтесь!

Еще по теме

Поддержите нас
Новости ОНЛАЙН
Россия 24lifenews