Непревзойденный по водоизмещению и мощи орудий главного калибра «Ямато» (провинция на юге острова Хонсю и поэтическое имя Японии) после вступления в строй вошел в состав 1-й дивизии линейных кораблей и стал флагманом объединенного флота Японии.

Константин Сивков

“Для потопления суперлинкора американцам пришлось выполнить более 300 самолетовылетов”

Суперлинкор участвовал во многих операциях, в частности в попытке захвата острова Мидуэй, был в составе сил оперативного прикрытия конвоев и десантов в ходе боевых действий за Гуадалканал. Но «Ямато» ни разу не пришлось использовать свою артиллерию. Кстати, длительное время он вообще не привлекался к боевым действиям. После прохождения текущего ремонта, в ходе которого была радикально усилена его ПВО ценой демонтажа двух 155-мм башен противоминного калибра, линкор вернулся в строй. Однако во время отработки курса боевой подготовки был торпедирован американской подводной лодкой «Скейт», принял тысячу тонн воды и вынужденно вернулся в базу для ремонта. В Филиппинском сражении ему единственный раз за всю войну довелось вести огонь орудиями главного калибра по кораблям противника. В силу известных причин («17 тысяч тонн брони без цели») стрельба оказалась безрезультатной. Хотя по оценкам самих американцев, количество попаданий в их боевые корабли снарядами «Ямато» было таким, что его вполне хватило бы для потопления любого линкора. В ходе атак авиации США «японец» получил два попадания 1000-фунтовыми в носовую часть корпуса, что никак не отразилось на его боеспособности. После этого сражения «Ямато» вернулся в базу Куре, где в конце марта 1945 года стал флагманом первого диверсионного соединения под командованием вице-адмирала Ито. 6 апреля «Ямато» с охранением из легкого крейсера и восьми эсминцев вышел в море для удара по силам американского десанта на Окинаве, прикрываемым 58-м оперативным (авианосным) соединением. 6 апреля японские корабли были обнаружены подводной лодкой США и вскоре атакованы 227 самолетами с авианосцев 58-го ОС. В линкор попали шесть бомб крупного калибра и две торпеды. Были уничтожены одна 127-мм АУ и часть 25-мм автоматов, выведены из строя РЛС и система управления огнем артиллерии. Торпеды частично разрушили обшивку левого борта в районе машинного отделения, и корабль получил крен в пять-шесть градусов. Вторая атака силами 70 самолетов закончилась четырьмя-пятью торпедными попаданиями в уже пострадавший борт корабля. Была пробита противоторпедная защита, в результате чего затоплены три котельных отделения и одно машинное. Корабль получил крен в 15–16 градусов. Однако через короткое время благодаря грамотным действиям личного состава поступление воды было остановлено. Крен уменьшился до пяти градусов, скорость хода существенно не снизилась. В результате третьей атаки в корабль попали три бомбы и четыре торпеды. Были выведены из строя все 127-мм АУ универсального калибра. Торпеды «легли» в уже основательно разбитый левый борт корабля. Одна из них вывела из строя винто-рулевую группу, что привело к снижению хода до 12 узлов. Повреждения оказались настолько велики, что команда перестала справляться с поступлением воды. Когда затопило котельные отделения, корабль потерял ход, лишившись в значительной степени возможности по борьбе за живучесть. Вскоре крен достиг 80 градусов. В это время на борту линкора произошел мощный взрыв, настолько сильный, что столб дыма от него было виден в 130 милях на побережье Японии. Это рванул погреб боезапаса одной из башен главного калибра. После чего корабль быстро затонул. Почти весь личный состав – более 2800 человек во главе с командирами корабля и соединения – погиб. Для потопления суперлинкора американцам пришлось выполнить более 300 самолетовылетов. Это суточный ресурс авиации пяти тяжелых авианосцев США. Огнем зенитной артиллерии линкор уничтожил пять американских самолетов: два торпедоносца, два бомбардировщика, один истребитель. Скромная цена за гордость японского флота. Итог: для потопления «Ямато» потребовалось 10–11 торпедных попаданий и девять бомб крупного калибра. Причиной гибели корабля, судя по всему, стали именно торпедные удары. Причем все они пришлись в левый борт. Стоит напомнить, что авиационная торпеда оставляет пробоину размером 40–80 квадратных метров. То есть «Ямато» продемонстрировал уникальную живучесть. Для потопления линкоров других типов требовалось существенно меньше торпедных попаданий.

Место гибели «Ямато» найдено, остатки корабля обследованы. Есть информация, что в Японии рассматривается возможность подъема его кормовой части для установки ее в качестве военного мемориала в одной из военно-морских баз страны.

Еще по теме

Поддержите нас
Новости ОНЛАЙН
Россия 24 lifenews
Архив