Линкоры, имевшие уникальное по мощи бронирование и вооружение, не потопили ни одного боевого корабля. Их вклад в вооруженную борьбу японского флота против США оказался ничтожен.

Решение о создании этих кораблей было принято после того, как Япония вышла из Договора об ограничении морских вооружений (Вашингтонский договор), которым, в частности, определялось предельное стандартное водоизмещение линкоров в 35 тысяч тонн, максимум 16 дюймов (406 мм) для орудий главного калибра, а также оговаривалось число кораблей этого класса во флоте каждого подписанта. Отбросив ограничения, Япония в соответствии с «Третьей программой замещения» 1937 года заказала строительство двух новейших линкоров – «Ямато» и «Мусаси». К этому времени проект корабля был уже почти готов – разработка началась еще в 1934 году и завершалась к 1937-му. Предусматривалось создание такого линейного корабля, превосходящего по бронированию и огневой мощи любой американский линкор, который мог бы быть построен не позднее 1945 года. Очевидно, японское военно-морское командование отдавало себе отчет в преимуществе США в экономике и по этой причине делало ставку не столько на количество боевых кораблей, сколько на достижение их качественного превосходства над противником. Тактико-технические характеристики стали рекордными. Стандартное водоизмещение превышало 68 тысяч тонн, а полное – 72 тысячи. Превзойти японские «чудовища» американцы смогли только в середине 50-х годов с постройкой новейших авианосцев типа «Форрестол». Наиболее крупные американские линкоры типа «Айова» имели стандартное водоизмещение всего 49 тысяч тонн, а полное – 57 тысяч. И они появились в ВМС США лишь в 1943-м в результате, надо подчеркнуть, отказа от ограничений Вашингтонского договора.

Корпус «Ямато» – грушевидной формы с волнообразной верхней палубой, в сечении в районе миделя корабля фактически прямоугольный, отличался большой шириной – 36,9 метра. Это позволило при огромном водоизмещении иметь относительно небольшую осадку – около 10 метров. Она обеспечивала доступ во все базы японского флота. Американские линкоры при меньшем водоизмещении имели осадку больше – 11,5 метра.

“Японские взгляды на предназначение наиболее мощных линкоров оказались не соответствующими реальным условиям боевого применения кораблей”

Уникальной была система конструктивной защиты «Ямато». Главный броневой пояс линкора имел толщину 410 миллиметров (у «Айовы» – 330 мм) и охватывал более 75 процентов длины корабля. Правда, качество японской брони было ниже, чем американской. По этой причине специалисты оценивают «Ямато» и «Айову» как равноценные по бронестойкости. Еще более непробиваемыми были башни главного калибра. Их лобовая броня достигала 650 миллиметров – на 150 миллиметров больше, чем у новейшего американского оппонента. Барбеты башен главного калибра имели бронирование 550 миллиметров. Толщина брони боевой рубки достигала 500 миллиметров, главной палубы – 200–230. Поражает система противоторпедной защиты японского линкора. Ее суммарная толщина превышала восемь метров. Противоторпедные переборки достигали 200 миллиметров – не всякий линкор имел главный бронепояс такой толщины, не говоря уже о крейсерах. Защита была рассчитана на взрыв боевой части торпеды весом до полутонны. Надо заметить, что абсолютное большинство торпед того времени, за исключением 600-мм японских, имело БЧ менее 350 килограммов. Общий вес брони корабля превышал 17 тысяч тонн – больше, чем водоизмещение любого тяжелого крейсера из имевшихся на тот момент во флотах мира. Теоретически «Ямато» оставался на плаву даже при затоплении всех незащищенных оконечностей корпуса и не опрокинулся бы при затоплении трех бортовых котельных и машинных отделений. (История службы и гибели линкоров подтвердила правильность расчетов.)

Слабым местом было размещение боезапаса 155-мм орудий, имевших лишь противоосколочное бронирование, вблизи погребов орудий главного калибра. Вероятно, этот факт стал причиной взрыва на «Ямато» перед его гибелью.

Орудия главного калибра (ОГК) японских линкоров имели 18 дюймов (457 мм). Они были способны вести стрельбу снарядами весом около 1500 килограммов на дальность до 240 кабельтовых (около 45 км) с максимальным темпом 1,5 выстрела в минуту. Для такого калибра сумасшедшая скорострельность. Помимо ОГК, линкор на момент постройки располагал 12 155-мм орудиями противоминного калибра в четырех башнях, из которых две размещались побортно, другие – в носовой и кормовой частях корабля. Скорострельность этой дюжины была весьма приличной – семь выстрелов в минуту при дальности до 150 кбт (около 28 км). Зенитное вооружение даже на момент постройки корабля вызывало уважение: 12 127-мм орудий универсального калибра и 24 25-мм зенитных автомата. С 1943-го линкоры в этой части существенно усилились, получив вместо двух бортовых 155-мм башен шесть двухорудийных 127-мм универсального калибра (итого – 24) с наращиванием к 1944 году числа 25-мм автоматов до 113 на «Ямато» и до 147 на «Мусаси». «Американец», для сравнения, имел 20 127-мм орудий универсального калибра и около 90 20–40-мм автоматов.

Система управления артиллерийским огнем была единая для орудий главного и противоминного калибра, включала центральный и резервный стабилизированные визиры наводки Тип 95, данные от которых поступали в центральный автомат стрельбы Тип 98 мод. 1. Башни главного калибра имели еще и собственные визиры наводки и автоматы стрельбы. Высокая точность определения расстояния до цели оптическими средствами достигалась дальномерами с базой в 15 метров как на центральном стабилизированном визире наводки, так и на башенных. С 1942 года оба линкора получили РЛС воздушного наблюдения, общего обзора и управления огнем орудий. Однако японские РЛС значительно уступали американским как по дальности обнаружения целей, так и по точности. В частности, не обеспечивали определение с допустимой погрешностью высоты полета воздушных целей, что существенно осложняло наведение истребителей на них. Но в целом система управления огнем главного калибра линкоров типа «Ямато» оценивается как наиболее совершенная до внедрения радиолокаторов и компьютеров.

Авиационное вооружение корабля также уникально. Это был единственный в мире линкор, который мог нести до семи гидросамолетов. По этому показателю он почти сравнялся с легкими гидроавиатранспортами. Линкоры остальных стран брали на борт максимум три. Японские «Исэ» и «Хюга», перестроенные в 1943 году в носители 26 гидросамолетов ценой снятия двух башен главного калибра, не в счет. То был принципиально новый класс – линкор-авианосец.

При исключительности характеристик типа «Ямато» эти линкоры за период своей службы не потопили ни одного боевого корабля противника, хотя однажды им представилась такая возможность. В 1944 году в заливе Лейте «Ямато» в составе главных сил флота Японии сблизился на дистанцию артиллерийского огня главным калибром с американскими конвойными авианосцами и эсминцами. Но стрельба по этим небронированным кораблям не дала ожидаемого эффекта. Причина коренилась в том, что японцы имели на своих суперлинкорах только один тип снарядов для поражения надводных целей – бронебойный. И взрыватели просто не реагировали на корабли ВМС США. В итоге пробив «американца» навылет, 1580-кг японский снаряд оставил только две «дырки» диаметром около полуметра – входную и выходную, нанеся непропорционально слабые в сравнении с его весом разрушения по траектории движения.

По всей видимости, японцы готовили суперлинкоры только для боя с американскими одноклассниками, не предусмотрев возможность их использования против более слабобронированных надводных кораблей и наземных целей. При этом другие типы линкоров императорского флота имели для своих 356-мм и 406-мм орудий как бронебойные, так и фугасные снаряды. Похоже, японское командование полагало, что использование таких ценных и мощных кораблей для решения задач, отличных от боя с линкорами противника, нецелесообразно, поскольку это бесполезная трата огромной мощи на второстепенные цели. Как показала практика войны, до классического боя линейных сил дело так и не дошло. За всю историю Второй мировой на Тихом океане линкоры Японии и США только дважды столкнулись в артиллерийском поединке. В обоих случаях в бой вступали один-два устаревших японских корабля против группы новых американских с вполне предсказуемым результатом – первые были потоплены. Сойтись с американскими одноклассниками, ради чего создавались суперлинкоры типа «Ямато», им так и не довелось. Взгляды японского командования на предназначение и использование наиболее мощных линкоров своего флота не соответствовали условиям их применения в реальной войне. В итоге вклад в вооруженную борьбу против США оказался ничтожно мал.

Еще по теме

Поддержите нас
Новости ОНЛАЙН
Россия 24 lifenews
Архив