Подготовка операции «Оверлорд» началась сразу после принятия решения о ее проведении («Нептун» в помощь десанту», «ВПК» №21, 2019) с накопления необходимых материально-технических средств. За год было построено около 30 тыс. самоходных десантно-высадочных средств и катеров, разработано, принято на вооружение и выпущено достаточное количество ВВТ, необходимых для десанта, в том числе плавающие танки и специальные баржи с реактивными системами залпового огня.

Константин Сивков

Два искусственных плавучих порта «Малберри» предназначались для быстрой разгрузки крупнотоннажных транспортов на необорудованном побережье, в каждом из районов высадки. Будучи развернутыми, эти уникальные сооружения образовывали искусственную гавань размером с Дувр. Для приема и стоянки малых судов имелись плавучие причалы с волноломами «Гузберри», созданные с использованием 54 старых больших судов. Для перекачки огромных объемов горючего были изготовлены и с началом вторжения проложены по дну Ла-Манша 20 нефтепроводов. Пропускная способность каждого составляла 450 тонн в сутки.

Большое внимание уделялось наращиванию аэродромной сети. К началу вторжения ее общая площадь превышала 100 тысяч гектаров.

Посадка войск началась 30 мая и шла до 3 июня. 31 мая из портов западной Шотландии вышли 54 судна, которым предстояло после затопления превратиться в причалы и волноломы. 3 июня у портов на южном побережье Англии начали формироваться десантные отряды. Одновременно из баз на Северной Англии вышли боевые корабли. Силы вторжения собирались в районе сосредоточения под условным наименованием «Зебра» юго-восточнее острова Уайт. В 2:00 6 июня корабли огневой поддержки заняли позиции в назначенных районах. К этому времени корабли и суда сил вторжения уже шли по назначенным маршрутам к участкам высадки. Впереди – тральщики (всего более 150), расчищавшие фарватеры и обозначавшие его святящимися буями. На флангам барражировала истребительная авиация и патрулировали силы ПЛО.

Одновременно в период с 1:30 до 2:00 началась высадка 82-й и 101-й воздушно-десантных дивизий США (кстати, до сих пор составляющих основу американских ВДВ) в районе севернее Карантан (Carentan), западнее Сент-Мер-Эглиз (Sainte-Mere-Eglise), с задачей захвата дамбы и мостов. Во вторую половину ночи в районе Кана (Caen) высадилась британская 6-я воздушно-десантная дивизия. Всего было задействовано 2400 самолетов и 850 планеров. Более половины из 24500 человек десантировались на парашютах. И хотя противник не оказал сопротивления высадке, дивизии смогли лишь частично выполнить поставленные задачи. Десант понес большие небоевые потери, был разбросан по огромной территории (американцы – на площади свыше 380 кв. миль) в результате навигационных ошибок и даже попал под удары собственной авиации из-за недостатков в организации взаимодействия войск и сил.

Здесь уместно вспомнить, что некоторые «военные историки» обвиняют наше командование времен Великой Отечественной войны в том, что оно не организовало ни одного успешного воздушного десанта оперативного масштаба, указывая на разброс высаживаемых войск на большой территории и потери при высадке. Но советские операции, в отличие от англо-американских, проводились в условиях мощнейшего вражеского противодействия в воздухе и на земле. Немецкие десантники при захвате Крита столкнулись с тем же и понесли огромные потери. Хотя они выполнили поставленные задачи, Гитлер запретил проведение подобных операций. Как видим, у наших союзников и врагов были такие же проблемы, которые определялись уровнем развития боевой техники то времени.

“Немецкая разведка знала о подготовке вторжения, но не придавала информации серьезного значения”

Немецкая разведка, несмотря на меры маскировки союзников, имела достаточно данных о подготовке вторжения. Но не придавала им серьезного значения – видимо, по политическим соображениям. Так 4 июня командованию 3-м воздушным флотом была направлена информация о том, что в ближайшее время нет оснований ждать масштабных действий союзников. Только в 22:30 5 июня, после того, как в воздухе было зафиксировано резкое усиление активности англо-американской авиации, немцы начали перевод войск в повышенные степени готовности.

В 6:30 6 июня после мощной огневой подготовки участков высадки первые волны десанта подошли к берегу. Серьезное сопротивление отсутствовало. Лишь в районе «Омаха» немцы огнем полевой артиллерии смогли нанести высаживающимся незначительный ущерб. В тот же день немцы бросили против десанта подводные лодки в количестве 30 единиц. Они смогли потопить 5 кораблей ПЛО, 12 больших транспортов и 4 десантных корабля, повредили еще 5. Сами потеряли 20 субмарин, после чего уцелевшие были отозваны из района боевых действий. Немецким торпедным катерам не позволили даже приблизиться к району боевых действий.

К исходу 6 июня на берег было высажено около 200 тысяч человек в составе 5 пехотных и 3 воздушно-десантных дивизий, 2 танковых бригад, а также частей материально-технического и других видов обеспечения. К вечеру началась установка искусственных плавучих гаваней: «Малберри-А» в американском секторе, «Малберри-Б» – в английском. К 17 июня они были готовы принимать большегрузные транспорты. Правда в американском секторе искусственная гавань просуществовала недолго, 19 июня она была разрушена штормом, что существенно осложнило переброску войск. На необорудованном побережье высадка резко замедлилась.

“Несмотря на колоссальное превосходство в силах, темпы продвижения войск союзников были низкими”

Несмотря на колоссальное превосходство в силах, темпы продвижения войск союзников были низкими. Так в первый день удалось расширить плацдарм всего на 3-5 км в глубину. И в дальнейшем наступление развивалось с большим отставанием от графика. К примеру, Кан был взят англичанами только 9 августа – на 34 дня позже назначенного срока (по плану – в первый же день). Среднесуточное продвижение войск союзников на начальном этапе не превышало 600-700 м/сутки, тогда как Красная Армия в проходившей тогда же операции «Багратион» по освобождению Белоруссии при ожесточенном сопротивлении гитлеровцев наступала с темпом 20-30 км/сутки.

С созданием стратегического нормандского плацдарма собственно десантная операция «Оверлорд» завершилась. На него силами флота продолжалась переброска остальных контингентов войск союзников. 15 августа началась высадка американских войск в Южной Франции. С нормандского плацдарма союзники развернули наступление на Бретань, где в базах Лориан и Брест размещались подлодки кригсмарине, действовавшие в Атлантике. Однако основные силы союзников двинулись к Парижу, который был освобожден 25 августа. Захвату города облегчили действия французского Сопротивления, которое 19 августа подняло восстание.

Подчеркнем: опыт операции «Оверлорд» не потерял значения. В основу ее подготовки и ведения были положены с проверкой на деле все те взгляды, которые составляют военно-теоретическую и практическую базу современных воздушно-морских десантных операций. Изменилась техника, качественно повысились ее возможности, увеличился пространственный размах, однако главнее положения остаются неизменными. Важнейшие из них: завоевание господства в воздухе и море в районах операции, исключающее эффективное противодействие противника, тщательный выбор района высадки и его подготовка, надежное подавление противодесантной обороны, заблаговременное сосредоточение в полном объеме необходимых материально-технических средств. Так что рано списывать опыт Второй мировой.

Еще по теме

Поддержите нас
Архив
Новости ОНЛАЙН
Россия 24 lifenews