·     В наше время доминантным взглядом на историю стало представление о прогрессе – постоянном улучшении, накоплении, усовершенствовании общества, культуры, технологии. Это догма нашего времени, даже религия. Всё толкование общественных процессов строится на некотором безусловном догмате прогресса.

Александр Дугин·     Это представление основано на философском концепте – становлении.

·     Становление – это постоянное изменение. Прогресс придает становлению линейный характер и считает, что все идёт только в лучшую сторону. Но само становление изначально оценивается как нечто положительное. Прежде, чем придать становлению характер прогресса, философия Нового времени реабилитировала становление.

·     Становление – это важный термин в философии Платона и Аристотеля, соотносившийся с понятием бытия. Бытие рассматривалось как вечное, неизменное, бессмертное, всеохватывающее, а становление – второстепенное. Поэтому у Платона представление о душе являлось попаданием вечной субстанции в мир становления. После пребывания в этом мире становления, считавшемся подлунным миром, душа возвращалась на свою онтологическую прародину – в бытие.

Александр Дугин: Упразднение человека 11.07.2018


·     Христианская модель отрицает предсуществование души, отбрасывая первую половину платонического учения – выход из вечности, считая, что душа творится Богом.

·     Новое время решило радикально покончить с этим «половинчатым» представлением о душе, сказав, что души и вечности нет, есть только становление. Хорошее становление можно назвать прогрессом, плохое – регрессом. Становление всегда рассматривалось относительно бытия – бытие и было мерой становления. Об этом хорошо говорил румынский философ Константин Бойка: он разделял бытие и становление «к бытию». Так вот, становление к вечности – правильное, а само по себе – плохое.

·     Но если мы принимаем полностью только истину становления, мы с необходимостью отбрасываем бытие. Нет ни платоновской души, ни христианской. Философия нового времени утрачивает бытие вообще как некую референтную точку, и становление становится разнузданным.

·     Но чтобы не впасть в ужас от ликвидации бытия, необходимо смягчить стихию безумия. Вот для этого нужна идея прогресса, которая считает, что всё становящееся хорошо. Постепенно процесс автономизации от бытия рано или поздно должен привести к элиминации (упразднению) любой формы идентичности. Латинское «identitas» — «То есть» — онтологично, представляет собой бытие. Человек, который сохраняет идентичность, подражает бытию. Задача современной культуры – растворить культуру, упразднить свидетеля, который знает о становлении как внешнем явлении.

·     Тогда субъект полностью растворится в процессе – будет один прогресс, а человек станет его функцией. Отсюда распыление сознания, предложение рассмотреть человека не как иерархическую структуру, а постмодернистски – провести его демократизацию, где каждый орган принимает свое решение, а человек становится тканью процесса и в конечном итоге должен быть заменён на что-то, что более соответствует становлению в чистом виде. Делёз называл это «шизомассами» или «ризомой» (когда человек распыляется, и не имеет места нигде, кроме сетевой грибницы).

·     Но когда становление полностью поглотит бытие, некому будет сказать, что произошло. Когда человек перестанет быть человеком, не останется свидетеля, который скажет, что человека убивают – будут только потоки смс-сообщений и информационных агентств, утверждающие совершенно другую повестку дня, за которыми содержание процесса потеряется.

популярный интернет


Еще по теме

Комментарии:

Популярное Видео



Архив
Новости ОНЛАЙН
Россия 24 lifenews
Авиабилеты и Отели