О том, какое место женщина занимает в обществе, начиная с эпохи Нового Времени. Чем это похоже на положение народа в Российском государстве. Почему в современном мире так мало внимания уделяется женскому архетипу и пониманию женского начала.

Александр Дугин

·     Некоторые направления феминизма заслуживают внимания. В современной философии есть три главные метафоры, которые определяют наш курс – метафора женщины (Логос Кибелы, феминистские тенденции), метафора скорости, и метафора машины.

·     Феминизм – да, это элемент либеральной программы, да, это форма разрушений остатков патриархата. Можно было бы отбросить его – но тогда упустим кое-что интересное. Некоторые формы феминизма рассматривают в качестве своего оппонента ту форму доминации мужчин, которая сложилась в Новое время, придавая своим заявлениям антибуржуазный характер (против доминации господства, капитала, колониализма). Эти феминистки говорят, что «не являются объектами мужчин», и как бы оспаривают оценку гендерной особенности как недостатка, недочёта. И вот это важное замечание. 

·     Можно вспомнить диалектику раба и господина из «Феноменологии духа» Гегеля. Господин борется со смертью, господин смотрит смерти в лицо, раб боится смерти – так постепенно раб живет мыслями господина, становится его собственностью, а затем господин становится зависимым от раба – и происходит революция. И женщина оказывается в положении раба – живет мужскими ценностями, является «недосуществом» в глазах мужчин, а женский ум является недостаточно мужским. 

·     В некоторых архаических обществах рабы, взятые в плен, приравнивались по статусу к женщинам (носили женские одежды, и пр.). То есть, женщина – раб, и раб – женщина. Раб живёт идеологией господина, по Гегелю, и должен выстраивать стратегии из заведомо подчиненного положения.

·     Также западноевропейская культура рассматривает недоразвитые общества – колонизация, идея западного империализма, утверждение универсального пути развития западно-европейской культуры, господство капитала и превращение людей в товар.

·     Интересно, что в нашем случае можно применить метафору женщины к народу. Наше государство в отношении к народу вело себя именно так – как господин к рабу. Особенно в крепостном состоянии, или в советское время. Государство в русской истории было мужчиной, которое определяло статус народа как женщины – недочеловеческого существа. Например, приходит современная политическая элита и говорит – вы ничего не понимаете в экономике, вы быдло, мы за вас сделаем западные реформы, а вы работайте, молчите и умирайте. Это абсолютно несправедливо…

·     Заслуга этой формы феминизма в том, что он требует признания женщины не как недосущества, а как другого существа (с другой формой мышления). Стенд пойнт феминизм, который настаивает на самобытности женского сознания – не как подчиненного, а как самостоятельного. В этом не должно быть ненависти к мужчинам, разоблачения патриархата и пр. – просто женщина говорит – «я есть», «можно мне быть мной?».

·     Христианская культура почитает Богородицу, святых жен, и отношение к женскому началу гораздо более тонкое и глубокое. Феминизм не исключает религии, семьи, властной иерархии – но он говорит  — «давайте учитывать Другое», «давайте научимся исследовать женскую вселенную не глазами мужчинами». То же касается народа и культуры.

·     Если мы признаем за женщиной статус самобытного существа, обладающего другими измерениями и структурой, и перенесем эту метафору на народ, нужно будет признать, что народ не просто не понимает того, что либеральные политологи говорят, но и не хочет. Тогда мы спросим – а чего вы хотите? Что вы думаете? И может услышим совершенно иное, чего ожидаем.

·     Речь идёт о возможности придания статуса субъекта тому, кто в иерархической модели этим статусом не обладал.

·     Признание статуса не делает их участниками соросовских акций, ЛГБТ и прочего свинства – последнее это карикатура, инструментализация феминизма. Феминизм может быть разным – даже религиозным, консервативным, патриархальным (например, если патриархальная семья рассматривается как нерасчленимый духовный альянс, род).

·     Эта метафора может стать метафорой освобождения культур от глобализации, русского народа от диктатуры русофобских элит и станет элементом борьбы за многополярный мир. Феминизм нельзя отдавать на откуп врагам рода человеческого.

Еще по теме

Поддержите нас
Архив
Новости ОНЛАЙН
Россия 24 lifenews